Понятие индивид обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам. В общем развитии человека обычно выделяют биологическую и социальную основные направления развития личности. Человек рождается как биологическое существо, однако в процессе основные направления развития личности жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Поэтому в науке человек рассматривается как биосоциальное существо, как субъект т. Это позволяет сделать вывод: понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения. Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур Низшим четвертым уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Третья подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. Вторым уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в основные направления развития личности обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен. На сегодняшний день практически нет единой теории, способной дать ясное представление об этой проблеме. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными подходами на ее развитие. Указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, ученые, однако, не абстрагируются от биологической природы человека. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не влиять на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же проявляется это влияние? Именно эти задатки позволяют людям активно развиваться в соответствующих областях искусства, науки и труда и влияют основные направления развития личности их личностное формирование. Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает равнозначности их влияния. В развитии личности преобладающее значение играют социальные факторы. Три фактора развития личности 1 Наследственность. Для проявления задатков основные направления развития личности способностей необходимы не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальное обучение в той или иной сфере деятельности. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности. Определяющую же роль основные направления развития личности развитии и формировании личности играет воспитание. Основные направления развития личности - физическое развитие - включает в себя основные направления развития личности рост, вес, объембиохимические состав крови, костей, мышц и физиологические пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание изменения; - социальное развитие - связано с психическими совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характерадуховными нравственное становлениеинтеллектуальными углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост изменениями Движущие силы развития личности - это противоречия между новым и старым Именно противоречия между новым и старым, основные направления развития личности возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. Названные основные направления развития личности характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок основные направления развития личности на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается. Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности термин ввел отечественный психолог Леонтьев : в младенчестве от 2 мес. Роль активности личности в собственном развитии Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе придается активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным внешним воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях, вплоть до прямо противоположного в тех случаях, если педагогическое воздействие не находит положительного отклика в сознании и чувствах воспитанника. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1 разумность, 2 ответственность, 3 свободу, 4 личное достоинство, 5 индивидуальность. Выделяя критерии личностности, Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. С этой точки зрения не является личностью младенец, который не достиг определенного психического развития, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении. Четыре компонента личностной зрелости Проблематикой социальной зрелости личности основные направления развития личности различные науки: педагогика, психология, социология, акмеология и др. Предметом акмеологии является феномен зрелости человека, или процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности в том числе и профессиональной индивидуальностью. На сегодняшний день можно выделить четыре фундаментальных компонента личностной зрелости: - ответственность; - терпимость; - саморазвитие; - позитивное мышление, позитивное отношение к миру. Социальная зрелость и ее составляющая — ответственность — формируется лишь в адекватной основные направления развития личности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений, с развитием автономности личности. Потребность в саморазвитии, самоактуализации есть основополагающая составляющая зрелой личности. В терпимости же личности проявляется интегральная образующая — позитивное отношение к миру Выводы Все внешние социализирующие личность факторы средовые и воспитательные воздействия способствуют ее развитию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно, с ее потребностями, мотивами, интересами, основные направления развития личности и т. Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, которые влияют на это развитие. Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся, создавая специально сконструированные условия среду для саморазвития и самореализации и нейтрализуя негативные влияния, воспитание сможет играть действительно определяющую роль в развитии личности. Наиболее перспективным в этом отношении, на наш взгляд, является личностно-деятельностный подход. Что такое психология: В 2-х т. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. Социология: учебник, Харламов Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события. Звоните по телефону: 812 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе! Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.

Смотрите также: